Фонотека начала формироваться в начале 30-х годов, когда был создан Карельский научно-исследовательский институт (в настоящее время - Институт ЯЛИ КарНЦ РАН) - первое научное учреждение в Карелии. В составе института была этнографо-лингвистическая секция, перед которой была поставлена задача изучения фольклора и языков народов Карелии.
К 1938-1941гг. относятся первые грамзаписи фольклора, производившиеся на использованной ренгеновской пленке. Гибкие грампластинки "на костях" составляют ценную коллекцию северно-русского и карельского фольклора: эпические песни, сказки, причитания, лирические песни, а также произведения сказителей ("сказы" и "плачи") на темы советской жизни. Гибкие грампластинки хранят голоса последнего поколения северно-русских и карельских сказителей П.И. Рябинина-Андреева, П.Г. Горшкова, М.Е. Самылина, Н.В. Кигачева, Ф.А. Конашкова, М.М. Коргуева, И.Т. Фофанова: 39 былин, 6 исторических песен, 3 баллады, 28 сказок, 17 "былин" советской эпохи, в единичных записях песни и частушки. Хорошо представлен репертуар Ф.А. Конашкова: 25 былин. Уникальной является запись знаменитого былинного напева сказителей Рябининых от Петра Ивановича Рябинина-Андреева (Королевичи из Крякова). Основная часть записей была сделана в отрывках, поскольку пластинка позволяла записывать всего несколько минут звучания.
Карельский фольклор в грамзаписях представлен меньше: 5 рун, 8 причитаний, 5 сказок, 10 песен и 15 "плачей" на советскую тематику (также в отрывках). Больше всего записей было сделано от известной карельской сказительницы А.Ф.Никифоровой из с.Вохтозеро. От сказителя Т.Е.Туруева из средней Карелии записаны былины, сказки и другие произведения, от А.В. Ватчиевой и М.Михеевой - карельские причитания, песни. В единичных записях представлены другие исполнители.
Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ.
Последние грамзаписи датируются маем 1941 г. В годы Великой Отечественной войны грампластинки вместе с другими архивами были вывезены в эвакуацию. Обратно они вернулись не полностью, так как частично были утрачены во время переезда. То, что удалось сохранить, составляет большую научную и культурную ценность.
Целью создателей этой коллекции была запись живых голосов самых лучших исполнителей русского и карельского фольклора. В послевоенные годы появились новые средства звуковой записи - магнитофоны, открывшие новые возможности в собирательской работе.